Главная Полезно Рефераты‹ Ссылки Статьи Контакты

Внимание!!!
Все материалы сайта защищены авторским правом, содержат на момент размещения не менее 60% оригинального текста. Материалы предназначены только для выполнения собственной студенческой работы. Любое воспрозведение или иное использование запрещено законом
Кроме того, просим терпимее относиться ко всем видам рекламы на сайте. Так как за счет её и существует наш проект. Спасибо за понимание и удачи вам в поиске нужной информации.

Разработать подсистему учета и регистрации проживающих в гостинице


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  3

1. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ СУЩНОСТЕЙ РЕШАЕМОЙ ЗАДАЧИ  5

1.1 Проживающий  6

1.2 Комната  6

1.3 Проживание  6

1.4 Этапы организации хранилища информации о проживании постояльцев  8

2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ  10

3. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ  11

4. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ  13

5. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И МОДЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ  14

6. РАЗРАБОТКА И ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ  18

7.ОБОСНОВАНИЕ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ ПО ВЫБОРУ ТЕХНИЧЕСКИХ И ПРОГРАМНЫХ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ  21

8. ОПИСАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ  23

9. ОПИСАНИЕ ТЕСТОВОГО ПРИМЕРА. РУКОВОДСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ  25

10. ОПИСАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  31

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ  32

ЛИТЕРАТУРА  34

ПРИЛОЖЕНИЯ  35



ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время во всех сферах человеческой деятельности компьютер является неотъемлемой частью любого производственного либо обучающего процесса. В связи с все  возрастающим потоком информации и необходимостью ее структурирования появилась потребность в создании программ, способных обрабатывать большие объемы информации.

Сейчас компьютеры превратились в универсальные средства для получения, обработки и контроля всех видов информации, используемых человеком. Компьютеры стали неизменным помощником во всех сферах деятельности человека.

Тема курсового проекта - проектирование и разработка подсистемы учета и регистрации проживания в гостинице. Основной функцией программы  является учет проживающих в гостинице. Данная программа автоматизирует процесс учета проживающих, что позволяет сократить количество времени, затрачиваемое на заселение или выселение проживающих из гостиницы, так как программа предоставляет гибкие средства поиска необходимой информации.

Разрабатываемая система должна позволять хранить информацию о комнатах гостиницы и заселенных в них проживающих, своевременно предоставлять ее и обрабатывать определенным образом (сортировки, поиск).

Разрабатываемая система должна быть построена согласно принципам архитектуры «клиент-сервер», что позволяет существенно упростить ее модификацию, развертывание и переносимость.

Целью работы является разработка программы учета и регистрации проживающих в гостинице. Программа должна быть организована согласно принципам архитектуры «клиент-сервер», клиент должен взаимодействовать с сервером по протоколу TCP/IP. Данные должны храниться посредством СУБД Sybase 9.0..


1. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ СУЩНОСТЕЙ РЕШАЕМОЙ ЗАДАЧИ


Приведем краткое описание рассматриваемой предметной области.

При нахождении в командировке, на отдыхе и т.п. люди, не имеющие знакомых или не снимающие квартир, заселяются в гостиницу.

Процесс заселения проживающих в гостиницу контролируется администратором гостиницы.

Заселение начинается с того, что администратор определяет свободные комнаты (или комнаты, имеющие свободные места для проживания), куда могут быть заселены проживающие. При этом должны учитываться пожелания проживающих по составу номера, его удобствам и, как следствие, стоимости проживания. Заселяемые могут быть как заселены вместе в одну комнату, так и подселены к другим проживающим.

Каждая комната гостиницы имеет лимит проживающих в ней. При подселении в комнату проживающего администратор каким-либо образом (в списках проживающих в гостинице) отмечает факт заселения проживающего и число свободных мест в комнате сокращается на единицу.

Факт заселения проживающего соответствует добавлению записи о заселении проживающего в разрабатываемом ПО.

По окончании срока проживания в гостинице проживающий выселяется из комнаты. В комнате, в которой проживал последний, появляется свободное место. Факт выселения проживающего из гостиницы соответствует удалению записи о проживающем в разрабатываемой программе.

Администратор имеет список проживающих в гостинице, который включает полный список комнат гостиницы с указанием номеров комнат, количества занятых и свободных мест в комнатах, а также перечень проживающих в каждой комнате. Администратор также учитывает дату заселения проживающего и дату ожидаемого его выселения из гостиницы для планирования расселения других приезжих граждан.

Анализ предметной области позволил выявить минимальный набор из 3-х сущностей. Это будут:

- Проживающий – информация о проживающих в гостинице.

- Комната – информация о комнатах гостиницы.

- Проживание – информация о заселении проживающих в определенные комнаты.


1.1 Проживающий


Сущность содержит информацию о проживающих в гостинице и имеет следующие атрибуты:

- полное имя проживающего;

- возраст проживающего;

- номер и серия паспорта проживающего.

1.2 Комната


Сущность содержит в себе информацию о комнатах гостиницы и имеет следующие атрибуты:

- этаж, на котором расположена комната;

- общее количество мест в комнате;

- количество свободных мест в комнате;

- стоимость проживания в комнате за 1 день.


1.3 Проживание


Содержит в себе информацию о проживании постояльцев гостиницы в определенных комнатах и имеет следующие атрибуты:

- комната;

- проживающий в комнате;

- дата заселения;

- ожидаемая дата выселения проживающего.



1.4 Этапы организации хранилища информации о проживании
постояльцев


Осознание потребности в проекте – поводом для осознания потребности чаще всего необходимость упорядочивания всех записей по организации данных. Например, в данном году был большой наплыв постояльцев, которые не могут быть обеспечены комнатами в гостинице вследствие того, что администратор допустил ряд ошибок при учете уже проживающих постояльцев (не хватает мест).

Постановка целей и задач – определение причин ошибок и трудностей, возникающих при учете и регистрации проживающих в гостинице. Например, в гостинице могут вестись ремонт или реконструкция, сопровождаемые перемещениями проживающих из одной комнаты в другую, при которых ведение бумажного учета проживающих уже не обеспечивает своевременной выдачи данных.

Выбор поставщика/системы – когда цели и задачи определены, встает вопрос о выборе поставщика профессий автоматизации и ПО. У многих крупных и средних компаний есть давние партнеры (поставщики), которые становятся генеральными подрядчиками и самостоятельно решают, какие третьи компании привлечь для реализации проекта.

Инициирование проекта – бюджет, сроки, структура работ по проекту на этом этапе либо еще не известны, либо сильно размыты. Часто, особенно в крупных организациях процесс подписания договора и предварительной подготовки может длиться не один месяц и чтобы уложиться в отведенные сроки, исполнитель начинает работы по проекту. На этом этапе Заказчик лишний раз может убедиться о надежности исполнителя.

Разработка ПО, позволяющего вести учет проживающих в гостинице, должна быть распланирована так, чтобы ПО было введено в эксплуатацию до начала отпускного сезона.

Обследование – подразумевает сбор данных и полный анализ бизнес-процессов в сфере учета проживающих в гостинице постояльцев.

Обследование может проводиться как в административно-хозяйственном отделе гостиницы, так и непосредственно в ходе общения с администраторами и анализа документов – план гостиницы, список комнат и т.п.

Реализация проектасоздание электронной подсистемы учета и регистрации проживающих в гостинице.

Развертывание проекта – установка разработанной подсистемы в гостинице, интеграция ее с существующим в рамках гостиницы программным обеспечением (если таковое имеется и данная возможность была предусмотрена Исполнителем).

Эксплуатация и сопровождение – эксплуатация ПО учета и регистрации проживающих в гостинице, исправление недостатков, возникших или обнаруженных в процессе его эксплуатации.

Анализ рынка программного обеспечения показал, что программные средства, позволяющие вести учет проживающих в гостинице, как правило обладают высокой стоимостью и являются составной частью средств комплексной автоматизации гостиниц.



2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ


В ходе выполнения курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:

  • выбрать и провести краткий аналитический обзор литературных источников по используемым технологиям и средствам (программирование на Java и архитектура клиент-сервер, моделирование BpWin, ErWin и UML, СУБД Sybase);
  • разработать методы и модели представления подсистемы учета проживающих в гостинице;
  • разработать информационную модель подсистемы (структуру базы данных) учета проживающих в гостинице и наполнить разработанную БД соответствующей информацией о комнатах, проживающих и сроках проживания в гостинице;
  • разработать серверную часть, а затем и клиентскую часть приложения;
  • протестировать программу с использованием разработанной БД;
  • описать алгоритмы программных модулей;
  • описать тестовый пример, руководство пользователя;
  • описать полученные результаты;
  • оформить пояснительную записку;
  • сделать выводы по ходу выполнения курсовой работы.


3. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


Дейтел П.Дж., Дейтел Х.М.  Как програмировать на Java. Книга 2. Файлы, сети, базы данных [5] ориентирована на тех читателей, у которых уже есть определенный (хотя бы элементарный) опыт программирования на языке Java. В книгу включены не только главы, относящиеся к «стандартной» тематике, которая обычно не рассматривается в начальных курсах по Java (сюда можно отнести управление исключениями и параллельными потоками, работу с файлами), но и главы, посвященные вопросам, считающимся специальными или «углубленными». Это главы по сетевому программированию (организация систем типа клиент/сервер), связи с базами банных посредством унифицированной схемы JDBC. Обсуждаются также некоторые вопросы и приемы программирования мультимедиа (анимации и звука). Весь изучаемый материал сопровождается содержательными примерами «живого кода. В необязательных разделах глав дается обзор типичных объектно-ориентированных схем проектирования и последовательно разрабатывается пример объектно-ориентированного проектирования большой системы на основе унифицированного языка моделирования (UML).

Фельдман С.К. Система программирования Java без секретов: Как создать безопасное приложение с "нуля" [4] простое и доступное пособие по языку программирования Java. В книге изложены не только тонкости языка программирования Java, но и в систематизированном виде рассматриваются технологии создания Интернет-приложений на основе этого языка, поэтому данное издание также окажет помощь пользователям ПК, которые специализируются на создании приложений для Интернет в системе программирования Java.

Р. Мюллер. Базы данных и UML: Проектирование [3]. Книга посвящается использованию универсального языка моделирования UML (одобренный стандарт группы по управлению объектами) для проектирования баз данных. Подробно, шаг за шагом, раскрыт процесс разработки: от анализа требований к генерации схемы. Особо уделяется внимание вопросу выражения потребностей заказчиков в диаграммах вариантов использования UML и ролей. Книга раскрывает вопрос преобразования сущностей UML в компоненты базы данных, преобразования полученный проект в реляционные, объектно-реляционные и объектно-ориентированные схемы для основных продуктов DBMS.

Раскрыты практические примеры проектов для Oracle, Microsoft, Sybase, Informix, Object Design, POET и других систем управления базами данных.

Б. Хичков SYBASE: Настольная книга администратора [2]. Книга содержит подробное изложение основных операций администрирования серверов Sybase, полезные подсказки, конкретные советы. Рассматривается Sybase SQL Server версий 4.9.2, System 10 и System 11.

Электронный ресурс [8] детально описывает особенности разработки методов, объявления массивов, организации циклов, ввода вывода, создания классов и пр., что безусловно очень сильно помогло в написании курсового проекта (разработке кода).


4. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ


Определим следующие требования к разрабатываемой  системе:

  • данные ПО должны храниться в таблицах реляционной СУБД Sybase 9;
  • ПО должно быть разбито на 2 компонента – серверный и клиентский, взаимодействие между сервером и клиентом должно осуществляться по протоколу TCP/IP;
  • Сервер должен взаимодействовать с СУБД посредством интерфейса JDBC;
  • должна быть реализована добавления, удаления и редактирования записей о комнатах гостиницы;
  • должна быть реализована добавления, удаления и редактирования записей о проживающих в гостинице;
  • должна быть реализована добавления и удаления записей о проживающих в комнатах постояльцах;
  • должна быть предусмотрена возможность сортировки записей о постояльцах по убыванию или возрастанию полного имени постояльца;
  • должны быть реализованы возможности поиска:

- поиск постояльцев по подстроке полного имени;

- поиск информации о проживании в гостинице постояльцев с определенным полным именем (поиск по подстроке);



5. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И МОДЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ


В работе проводится моделирование с использование IDEF0(BPWin), UML (Rational Rose 2000), IDEF1x (ErWin).

1. Важная роль отводится процессу функционального проектирования.

Для регламентирования создания функциональных моделей ПС предназначен стандарт IDEF0 (Integrated Definition Function Modeling), который и реализован в пакете BpWin.

В основе IDEF0 лежит понятие блока, который реализует некую конкретную функцию. Четыре стороны блока имеют разное назначение. Слева отображаются  входные данные (исходные данные). Справа – выходные данные (результат выполнения функции). Сверху – управление (управляющие воздействия на функцию). Снизу – механизм (посредством чего реализуется данная функция).

Функция – это управляемое действие над входными данными, результатом которого являются  выходные данные, при этом используется некий механизм. Взаимодействие между функциями отображается в виде стрелок. Иногда стороны блока называют направлениями, а стрелки потоками. Стрелки можно подписывать. Подписи связываются с конкретной стрелкой при помощи зигзага.

В основе IDEF0 лежит три базовых принципа:

1) принцип функциональной декомпозиции – любая функция может быть разбита (декомпозирована) на более простые функции (более понятен термин детализация);

2) принцип ограничения сложности – количество блоков на диаграмме должно быть не менее двух, но не более шести (условие удобочитаемости);

3) принцип контекста – моделирование делового процесса начинается с построения контекстной диаграммы, на которой отображается только один блок – главная функция моделирующей системы, ограничивающая область границы моделирующей системы (регламентирует начальный этап построения модели).

Процесс моделирования какой-либо системы в IDEF0 начинается с определения контекста, т. е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом. В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.

Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо точно установить, что входит в систему, а что является внешним воздействием на систему. Т. е. первоначально нужно определить область моделирования. Описание области как системы в целом, так и ее компонентов является основой построения модели.

Сase-средство BPwin значительно облегчает задачу создания информационной системы, позволяя осуществить декомпозицию сложной системы на более простые с тем, чтобы каждая из них могла проектироваться независимо, и для понимания любого уровня проектирования достаточно было оперировать с информацией о немногих ее частях.

Рассмотрим процесс моделирования в методологии IDEF0 на примере контекстной диаграммы разработанной модели процесса учета проживающих в гостинице постояльцев.

Цель модели – моделирование процесса учета и регистрации проживающих в гостинице постояльцев.

Точка зрения модели – администратор гостиницы, отвечающий за учет проживающих, их вселение и выселение.

Входы модели (диаграммы):

  1. Список приезжих граждан – содержит информацию о подлежащих заселению постояльцах;
  2. План гостиницы – содержит информацию о комнатах гостиницы, количестве свободных мест, их расположении и т.п.;
  3. Перечень проживающих в гостинице – сведения об уже проживающих в гостинице постояльцах, которые могут быть использованы для более комфортного расселения постояльцев, подлежащих заселению;
  4. Время – все этапы процесса учета требуют затрат времени, данная дуга является туннельной со скрытым приемником (отсутствует на дочерних диаграммах).

Процесс учета регламентируется правилами проживания в гостинице и порядком заселения в гостиницу. Данные правила регламентируют порядок предоставления постояльцу места в гостинице, порядок его заселения и выселения.

Выход процесса учета – учтенная каким-либо образом (бумажное хранилище данных, программное средство) запись о проживающем в гостинице.

Рис. 1 Контекстная диаграмма модели

Дочерние диаграммы данной контекстной диаграммы, приведенные в приложении, более подробно раскрывают суть процесса учета проживающих постояльцев.

2. Унифицированный язык моделирования (UML - Unified Modeling Language) является стандартным инструментом для создания документированных каркасов ("чертежей") программного обеспечения. С помощью UML можно визуализировать, специфицировать, конструировать и документировать процесс разработки программных систем.

UML разработан таким образом, чтобы удовлетворять потребности при моделировании любых систем: от информационных систем масштаба предприятия до распределенных Web-приложений и даже встроенных систем реального времени. Это выразительный язык, позволяющий рассмотреть систему со всех точек зрения, имеющих отношение к ее разработке и последующему развертыванию. Несмотря на обилие выразительных возможностей, этот язык прост для понимания и использования.

Моделирование необходимо для понимания системы. Обычно, при этом единственной модели никогда не бывает достаточно. Наоборот, для понимания практически любой нетривиальной системы приходится разрабатывать большое количество взаимосвязанных моделей. В применении к программным системам это означает, что необходим язык, с помощью которого можно с различных точек зрения описать представления архитектуры системы на протяжении цикла ее разработки.

В приложении продемонстрированы диаграммы последовательности, диаграмм классов, кооперирования, состояния и использования (приложения).

3. С помощью инструментальной среды ERwin значительно уменьшается время разработки информационной системы, кроме того, данное средство достаточно гибко к изменяющимся требованиям.  



6. РАЗРАБОТКА И ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ


При построении информационной модели применялся стандарт IDEF1x, поддерживаемый инструментальной средой Erwin фирмы LogicWorks . ERWin средство разработки структуры базы данных (БД). ERwin сочетает графический интерфейс Windows, инструменты для построения ER-диаграмм, редакторы для создания логического и физического описания модели данных и прозрачную поддержку ведущих реляционных СУБД и настольных баз данных.

ERwin создает визуальное представление (модель данных) для решаемой задачи. Это представление может использоваться для детального анализа, уточнения и распространения как части документации, необходимой в цикле разработки. Однако ERwin далеко не только инструмент для рисования. ERwin автоматически создает базу данных (таблицы, индексы, хранимые процедуры, триггеры для обеспечения ссылочной целостности и другие объекты, необходимые для управления данными).

Диаграмма ERwin строится из трех основных элементов - сущностей, атрибутов и связей. Если рассматривать диаграмму как графическое представление правил предметной области, то сущности являются существительными, а связи — глаголами.

Сущность - логическое понятие. Сущности соответствует таблица в реальной СУБД. В ERwin сущность визуально представляет 3 основных вида информации:

  • атрибуты, составляющие первичный ключ. Для каждого первичного ключа ERwin создает при генерации структуры БД уникальный индекс;
  • не ключевые атрибуты;
  • тип сущности (независимая/зависимая).

Связь — это функциональная зависимость между двумя сущностями (в частности, возможна связь сущности с самой собой). Связь - это понятие логического уровня, которому соответствует внешний ключ на физическом уровне. В ERwin связи представлены 5 основными элементами информации:

  • связи (идентифицирующая/ неидетифицирующая), полная/неполная категория, специфическая связь);
  • родительская сущность;
  • дочерняя (зависимая) сущность;
  • мощность связи (cardinality);
  • допустимость пустых (null) значений.

Связь называется идентифицирующей, если экземпляр дочерней сущности идентифицируются через ее связь с родительской сущностью. Атрибуты, составляющие первичный ключ родительской сущности, при этом входят в первичный ключ дочерней сущности. Дочерняя сущность при идентифицирующей связи всегда является зависимой.

В ERwin существуют два уровня представления и моделирования — логический и физический. Логический уровень означает прямое отображение фактов из реальной жизни

Целевая СУБД, имена объектов и тины данных, индексы составляют второй (физический уровень модели Erwin).

Процесс построения информационной модели состоит из следующих шагов:

  • определение сущностей;
  • определение зависимостей между сущностями;
  • задание первичных и альтернативных ключей;
  • определение атрибутов сущностей;
  • приведение модели к требуемому уровню нормальной формы;
  • переход к физическому описанию модели - назначение соответствий: имя сущности — имя таблицы, атрибут сущности — атрибут таблицы; задание триггеров, процедур и ограничений;
  • генерация базы данных.

Рассмотрим процесс моделирования сущностей предметной области при помощи ErWin, который выполнялся в ходе курсовой работы.

Начальный список сущностей и их атрибутов уже был определен в ходе анализа предметной области (первый раздел пояснительной записки).

В ходе построения модели было предложено следующее решение:

Рис.2 Моделирование IDEF1x – логический уровень

В модели присутствуют 1 идентифицирующая связь «один-ко-многим» и 1 связь «один-к-одному». Данные связи были выбраны по следующим соображениям:

1. Каждый постоялец может в один и тот же момент времени проживать в одной единственной комнате.

2. В каждой комнате одновременно могут проживать сразу несколько постояльцев.



7.ОБОСНОВАНИЕ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ ПО ВЫБОРУ ТЕХНИЧЕСКИХ И ПРОГРАМНЫХ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ


К программным средствам, выбранным для решения поставленной перед нами задачи относятся:

  • Enterprise Architect
  • JBuilder 7.0.

Enterprise Architect - это мощный набор UML-инструментов для разработки программного обеспечения через стадии анализа, модели дизайна, испытания и внедрения. Enterprise Architect - это многопользовательский графический инструмент, разработанный для того, чтобы создавать устойчивое и удобное в использовании программное обеспечение.

Enterprise Architect объединяет в себе силу языка UML 2.0 с высокоэффективным, понятным интерфейсом. Данная программа дает возможность расширенного моделирования на рабочем столе, разработки и созданию групп. Поддержка для всех 13 UML 2.0.

JBuilder 8.0 — среда разработки приложений, предоставляющая большой набор возможностей для написания программного кода. Данная программа является одной из самых «быстрых» среди ей подобных. Выбор обусловлен тем, что в качестве языка программирования использовался JAVA, а данная среда при разработке приложений на данном языке предоставляет в распоряжение большой набор различных функций, облегчающих разработку приложений.

Язык программирования JAVA — весьма популярный в настоящее время язык программирования, обладающий большой гибкостью и обеспечивающий поддержку объектно-ориентированного программирования. Самым главным его козырем является платформенная независимость, т.е. код написанный в среде Windows без всяких изменений будет работать в среде Linux и т.п. Это обеспечивается тем, что скомпилированные файлы JAVA представляют собой не самостоятельно исполняемый код, а так называемый байт-код, который исполняется виртуальной машиной JAVA, индивидуальной для каждой платформы.



8. ОПИСАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ

  Обобщенный алгоритм работы сервера и клиента показан на рис. 1 и 2.



Рис. 3. Алгоритм работы клиента


Рис. 4. Алгоритм работы сервера



9. ОПИСАНИЕ ТЕСТОВОГО ПРИМЕРА. РУКОВОДСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ


Для запуска разработанного программного средства вначале необходимо зарегистрировать при помощи Sybase Central базу данных приложения «leavers.db» и создать сетевой сервис, обслуживающий подключения к базе данных при помощи JDBC.

Затем для запуска сервера и клиента, соответственно, необходимо использовать bat-файлы «server.bat» и «client.bat» в директориях сервера и клиента. Дополнительно в файле «server.bat» необходимо прописать ряд дополнительных параметров командной строки для соединения с базой данных:

<server_host>      - имя хоста, на котором запущен сервер баз данных Sybase

<server_port>      - номер порта, на котором сервер БД Sybase ожидает клиентские подключения

<database_name>    - название базы данных

[user]             - необязательный параметр, имя пользователя для соединения с БД (dba - умолчание)

[password]         - необязательный параметр, пароль для соединения с БД (sql - умолчание)

[port]             - необязательный параметр, задает порт, на котором наш сервер ожидает клиентские подключения (5678 - умолчание)

<обязательные параметры>

[опциональные параметры]

Сервер запускается в консольном режиме и отображает диагностические сообщения о своей работе (подключение/отключение клиентов, выборка и изменение данных таблиц, сообщения об ошибках и т.п.):

При запуске клиента появляется окно, показанное на рис. 5.

На рис. 5 видны возможности, которыми обладает клиент. Функциональные возможности приложения обеспечиваются двумя списками и выпадающим списком:

- выпадающий список содержит список этажей гостиницы. При изменении этого списка (выборе нового значения) происходит обновление списка комнат – отображаются лишь те комнаты, которые находятся на выбранном этаже;

- список комнат содержит информацию о комнатах на выбранном пользователем этаже. При щелчке по строке данного списка в нижней части окна клиента выводится список постояльцев, проживающих в выбранной комнате.

Рис. 6. Стартовое окно клиента «Учет проживающих в гостинице»

Для добавления комнаты необходимо нажать кнопку «Добавить…». Откроется диалог добавления комнаты:

Рис. 6 Диалог добавления комнаты

Аналогичный диалог, только содержащий уже заполненные поля, появляется при изменении атрибутов комнаты. Для этого необходимо выделить нужную строку в списке комнат и нажать кнопку «Изменить…».

Для добавления проживающих в комнате постояльцев необходимо выбрать строку с информацией о соответствующей комнате и нажать кнопку «Добавить проживающего…».

Будет открыт диалог добавления сведений о постояльце и работы со списком постояльцев:

Рис. 7 Диалог для работы со списком постояльцев

Данный диалог позволяет изменять, добавлять и удалять записи о проживающих в гостинице постояльцах.

Также существует возможность поиска записей по подстроке ФИО постояльца и их сортировки по ФИО постояльца – как по убыванию, так и по возрастанию.

Для изменения записи необходимо выделить требуемую строку в списке постояльцев – данные о постояльце будут занесены в элементы управления диалога и станут доступными кнопки редактирования/удаления записи.

Для добавления выбранного постояльца в список проживающих в комнате, выбранной на основном окне клиента, необходимо выделить в списке постояльцев требуемого постояльца, выбрать даты заселения и ожидаемого выселения постояльца, после чего нажать кнопку «Добавить сведения о проживании» - данные будут внесены в таблицу и диалоговое окно будет закрыто.

Для удаления сведений о проживании постояльца необходимо выбрать требуемую комнату, постояльца, после чего нажать кнопку «Удалить проживающего». Сведения о проживающих в комнате постояльцах будут обновлены.

Для поиска сведений о проживании в гостинице постояльцев с определенными ФИО используется поле редактирования «Поиск проживающего по ФИО» и кнопка «Искать». Сведения о постояльцах при поиске отображаются в диалоговом окне следующего вида:

Рис. 8. Поиск сведений о проживании постояльцев

Для изменения настроек соединения с сервером используется диалог настроек (рис. 9). Для вступления изменений в силу требуется перезапуск приложения.

Рис. 9. Диалог настроек

Для завершения работы приложения клиента предназначен пункт меню «Выход». При завершении работы клиента посылается запрос на сервер, где закрывается выделенный для данного клиента поток и сокет, а также соединение, созданное для клиента для работы с базой данных.


10. ОПИСАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


В результате решения поставленной задачи была разработана программа, позволяющая производить учет и регистрацию проживающих в гостинице постояльцев.

Разработанная программа после дальнейшего своего усовершенствования может использоваться в любой гостинице небольших масштабов.

Возможные направления совершенствования:

1. Расширение предметной области и увеличение списка атрибутов сущностей.

2. Добавление расширенных возможностей поиска сведений о проживающих.

3. Возможность расчета стоимости проживания для всех постояльцев в общей ведомости оплаты за проживание.

3. Учет цели пребывания в городе, родного города и других особенностей проживающих постояльцев для оптимального подбора соседей по комнате.

Дополнительно в результате выполнения данного курсового проекта были получены и закреплены на практике навыки в работе с языком  JAVA, UML, методиками проектирования IDEF0, IDEF1x, СУБД SyBase .


ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ


В результате выполнения работы было разработано приложение, позволяющее выполнять учет проживающих в гостинице постояльцев. В ходе анализа возможностей разработанного ПС был сделан вывод о том, что полноценная реализация подобного ПС требует более глубокой детализации предметной области. Однако это более сложная задача, чем та, что ставилась в рамках курсового проекта.

Разработанное ПС реализовано с использованием языка программирования Java на основе технологии  «клиент-сервер».

Применение архитектуры «клиент-сервер» предоставляет пользователям возможность с различных компьютеров обращаться к серверу за необходимой информацией. Сервер предоставляет возможность для клиента для работы с базой данных. Он выступает в качестве посредника между клиентом и базой данных. Он принимает запросы от клиента, их обрабатывает и направляет в базу данных. Также он перенаправляет запросы назад клиенту.

Клиент имеет возможность работы с информацией, хранимой в базе данных. Такая информация представлена в виде таблиц базы данных. Клиент может просматривать, редактировать, осуществлять поиск и т.д. необходимой ему информации.

Применение базы данных в качестве хранилища информации позволяет оптимально и эффективно хранить информацию, ее структурировать. Реализованный многопоточный сервер позволяет производить распараллеливание работы сразу нескольких клиентов в разных потоках.

В результате выполнения данного курсового проекта были получены дополнительные навыки в работе с языком  JAVA, UML. Были получены знания о различных методах построения функциональных и информационных моделей.


ЛИТЕРАТУРА


1. Леоненков. «Самоучитель UML».

2. Б. Хичков SYBASE: Настольная книга администратора. – Лори, 2000 г. 448 с.

3. Р. Мюллер. Базы данных и UML: Проектирование.– Лори, 2002г. 432 с.

4. Фельдман С.К. Система программирования Java без секретов: Как создать безопасное приложение с "нуля". – Новый издательский дом" , 2005 г. , 347 с.

5. Дейтел П.Дж., Дейтел Х.М.  Как програмировать на Java. Книга 2. Файлы, сети, базы данных. – "Бином" · 2005 г., 672 с.

6. http://www.avacco.ru/page.asp?code=electronniy_arhiv

  7.

Скачать курсовую



Если у вас появилось непреодолимое желание пожертвовать средства на развитие сайта или отблагодарить владельца за бесценный материал :), можете перевести любую сумму на кошелек R200818721914 или Z890150328460.

Яндекс.Метрика
© studlight 2011-2014